Вход на сайт

меню сайта

Статистика

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


"Радуга".
Центр творческого развития взрослых и детей
 Марины Сиденко

Пятница, 22.09.2017, 14:44

14:44

Блог открыт 13.01.2012г.                                                        

   Знатоки русского языка и литературы

Блог ведёт Богданова Елена Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта

им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева.

 

Игра по русскому языку

«Выучи русский язык!»

                                                                                              Подготовила                          

                                                                                                 преподаватель

                                                                                                   русского языка 

                                                                                                   Богданова Е. В.  

Брянск - 2014 год   

Цели: привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, воспитывать любовь и внимание к русскому слову, развивать интерес к родному языку.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, листы для работы групп, фломастеры, плакаты с высказываниями о русском языке, выставка словарей.

Ход игры

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                                        А. И. Куприн

Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

                                                                                                          Н. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

                                                                                                          А. Н. Толстой

 

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре, -

Выучи русский язык!

Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                                    (С. Абдулла, узбекский поэт)

Ведущий. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи русский язык! Посмотрим, какая команда быстрее и лучше разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Конкурс 1.  

Отгадайте, о каких знаках препинания идёт речь? (слайд )

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

                                                     (восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

                                                     (вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

                                                   (многоточие)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь»,

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить…

                                                    (мягкий знак)

Конкурс 2. Занимательные вопросы (вопросы, а затем ответы  высвечиваются на экране)

1) Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак? (Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer – тянуть, что вполне соответствует форме знака).

2) Как во времена Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во время Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку –единительным, а скобки – вместительным.)

3) Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки).

4) Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (буква  Ё).

Конкурс 3

Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К

( например, Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.)

Конкурс 4

Расставьте знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредёшь ты голова. (Отколе, умная, бредёшь ты, голова.)

Конкурс 5

Запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

Конкурс 6

Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое и этих значений оно имеет в следующих предложениях?

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца (парадного).

Б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры (красивых).

В)  Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл (доброе, ласковое).

Конкурс 7

Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

Спустя рукава (Означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава», т. е. неохотно, небрежно.)

Точить лясы («весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

Конкурс 8

Закончите пословицы и поговорки.

1. Весна красна цветами,…(а осень снопами).

2. Весною час упустишь – (годом не наверстаешь).

3. Декабрь год кончает, а (зиму начинает).

4. Лето припасает, а…(зима поедает).

Конкурс 9

Определите, где предлоги, а где наречия?

1) Вокруг стояла тишина (наречие)

2) Туристы расположились вокруг костра (предлог)

3) Не мешай слушать, после расскажешь (наречие)

4) После небольшого отдыха все запели (предлог)

Конкурс 10

Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названиях которых встречаются имена числительные. Перечислите известные вам  такие кинокартины или художественные произведения.

  Во время пауз зрители выполняют занимательные задания, решают ребусы.

Подведение итогов.

Задания для болельщиков

1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка? (нет).

3. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.

4.Укажите существительные женского рода:

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (вермишель)

5. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки).

6. Разгадайте ребусы.

 

Урок литературы  с использованием ИКТ по теме:

«Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

         Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством  писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни.

Оборудование: презентация «Жизнь и творчество И. С. Тургенева».

                                                    

«Он быстро угадывал новые потребности,  новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».                                                                                                                                 

                                      (Н. А. Добролюбов)

План урока

  1. Организационный момент (1 м.)
  2. Изучение нового материала (33 м.)
    1. Сообщение темы и целей урока (1 м.)
    2. Вступительное слово учителя (2м.)
    3.  Детские и юношеские годы Тургенева (сообщение учащегося)5м
    4. «Записки охотника» (сообщение учащегося) (5 м.)
    5. «Испытание любовью» (2м.)
    6. Мир романов Тургенева (сообщение учащихся) (5м.)
    7. Разрыв с «Современником». Последний период творчества(5 м.)
    8. «Посмертная овация» (3 м.)
    9. Музей – заповедник Спасское Лутовиново (5 м.)
  3. Закрепление материала. (7 м.)
  4. Итоги урока. (3 м.)

Домашнее задание (1 м.)                                                           Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
    1. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Кто здесь изображён? (И. С. Тургенев)

- Совершенно верно. Итак, тема нашего урока «Жизнь и творчество И. С. Тургенева» (сл. №2). Мы познакомимся с биографией и творчеством писателя, постараемся понять его сложную, противоречивую натуру, богатство его русской души. Запишите число и тему урока в тетради. По ходу урока делайте необходимые записи и пометки в своих тетрадях. В конце урока мы отметим наиболее полные записи оценками.

                             2.   Вступительное слово учителя

-  Прочитайте эпиграф. Какие особенности личности и творчества писателя он отражает? (сл. №3).

- Не только Добролюбов говорил о таланте И. С. Тургенева. Обратимся к высказываниям известных русских писателей (слайд №4)

  • «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились» (А. П. Чехов).
  • «Главное в нём – это его правдивость» (Л. Н. Толстой).
  • «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев» (М. Е. Салтыков- Щедрин).

- Мы приступаем к изучению творчества  очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы.

    Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

     Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом. Красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

     Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

(слайд № 5)

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882». (Учащимся даётся задание выучить это стихотворение в прозе)

        3. Детские и юношеские годы И. С. Тургенева (сообщение учащегося №1)

Слайды № 6, 7, 8,9,10

- Действительно, Белинский стал для Тургенева и другом и учителем.  Не без влияния великого критика были созданы «Записки охотника», в которых нашли отражение впечатления, вынесенные из Спасского-Лутовинова.

           4. «Записки охотника» (сообщение учащегося №2)

Слайды № 11, 12

- В 1848 году, находясь за границей, Тургенев был свидетелем французской революции. Он тяжело переживал поражение революционеров. В Россию Тургенев вернулся в 1850 году, в разгар реакции. В 1852 году умер Гоголь. Эта смерть потрясла Тургенева. Он написал некролог, посвящённый Гоголю, и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. За это Тургенев был арестован и сослан в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Вернувшись в Петербург, писатель принял активное участие в работе  журнала «Современник».

5. «Испытание любовью» (слово учителя)

Слайд № 13

- Ещё в 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся французской певицей, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Но у неё была семья и она не могла ответить на любовь Тургенева.

    Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.

     Многие годы писатель проводит вдали от родины, но связи с ней никогда не терял. Тургенев многое сделал, чтобы родная литература приобрела мировую известность.

- В 50-е годы раскрывается новая сторона тургеневского таланта: он вступает как романист, изображающий современную ему русскую жизнь.

6. Мир романов Тургенева (сообщение учащегося №3)

 

Слайды № 14, 15, 16

- В конце 1850-х годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется классовая борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, верил в возможность либеральных реформ. Однако своим творчеством он объективно служил делу народного освобождения. Едва закончив  «Дворянское гнездо», Тургенев начал работу над романом «Накануне».

7. Роман «Накануне». Разрыв с «Современником» (сообщение учащегося № 4)

Слайд № 17

-Появление нового романа «Отцы и дети» вызвало ожесточённые споры. Горестное настроение усугублялось нарастанием реакции в стране. Писатель всё реже приезжает на родину. В произведениях его появляются мысли о бесценности жизни, о её неизбежном конце.

8. «Посмертная овация» (слово учителя)

Слайды №  18,19

-В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел. Он осознавал, что умирает, и мысль о том, что ему суждено умереть на чужбине, мучила его. Писатель работал до последнего дыхания. 22 августа 1883 года Тургенева не стало. Он завещал похоронить его  в Петербурге, на Волковском кладбище, рядом с могилой Белинского. За гробом писателя шла тысячная толпа.

  1. Музей-заповедник Спасское-Лутовиново

- Ребята, вы были когда-нибудь в музее-заповеднике Спасское -Лутовиново?  Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию в это замечательное место и насладиться прекрасными видами и пейзажами.

Слайды № 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

  1. Закрепление материала

              1.Самостоятельная работа (работа с опорной таблицей) сл. № 30

- Сверьте свои записи с опорной таблицей и дополните их.

  1. Викторина    сл. № 31
  1. Где и когда родился  Тургенев?  Сл. №32
  2. Кто был близким другом и учителем Тургенева? Сл. №33
  3. Что побудило Тургенева к созданию рассказов «Записки охотника»? сл. №34
  4. Какие жанры встречаются в творчестве Тургенева? Сл. №35
  5. Что привело Тургенева  к разрыву с «Современником»? сл. № 36
  6. Знакомство с какой женщиной наложило неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева? Сл. № 37
  7. Исправьте ошибки и дайте правильное название произведениям Тургенева: а) «Дворянская усадьба», «Помещичий скворечник»; б) «Позавчера», «Послезавтра»; в) «Рудковский», «Радин»; г) «Новеллы Рыболова», «Повести егеря».   Сл. № 38
  1. Итоги урока
  2. Домашнее задание        сл. №39
    1. Подготовить устный ответ о жизни и творчестве И. С. Тургенева
    2.  Выучить стихотворение в прозе «Русский язык»
    3. Читать роман «Отцы и дети»

 

 

Сообщение № 1. Детские и юношеские годы

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой дворянской семье.

Отец его Сергей Николаевич Тургенев служил в гвардии, а выйдя в отставку, жил в деревне. Это был образованный, добрый, но слабовольный человек.

Мать Варвара Петровна происходила из старинного рода Лутовиновых, владевших огромными поместиями в Орловской и соседних губерниях, тысячами крепостных крестьян, которыми управляла самовластно и жестоко. Она обладала незаурядными способностями, живым умом, но, как и её предки, была своенравна, беспощадно деспотична по отношению к своим крепостным.

Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасском-Лутовинове Орловской губернии, и страшные картины помещечьего произвола, мучительного существования закрепощённого народа, изо дня в день проходившие перед глазами мальчика, оставили глубокий след в его сознании. Многое из того, что он видел и пережил в это время, потом нашло отражение в его произведениях.

Первыми воспитателями Тургенева были крепостные няньки и дядьки. Позднее в доме появились иностранцы-гувернёры.

Мальчик рано пристрастился к чтению. Из русских писателей особенно любил Пушкина. Читал в подлинниках Шекспира, Байрона, Шиллера, Гётте.

В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву. К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение.

Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учение в Московском, а затем в Петербургском университете, горячие споры о молодёжи укрепляли передовые взгляды будущего писателя.

В студенческие годы начинает Тургенев свою творческую деятельность. Он пишет драматическую поэму «Стено», лирические стихотворения «Вечер», «Баллада» и другие. Это были произведения романтические, ещё не зрелые; в них чувствовалось сильное влияние ранних поэм Пушкина, Байрона. Однако в них отчётливо проявлялся уже и незаурядный талант автора.

Особенно большое влияние на Тургенева оказал Белинский. Беседы с великим критиком-демократом, его пламенные статьи укрепили у молодого писателя вражду к крепостническому строю, убеждённость в правильности избранного пути. Белинский, со своей стороны, высоко ценил талант, ум, тонкую наблюдательность и замечательные душевные качества Тургенева.

 

Сообщение № 2. «Записки охотника»

В первом номере журнала «Современник» был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолай и мельничиха», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бурмистр», «Контора» и другие. Всего за три года был опубликован двадцать один рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», с прибавлением двадцать второго рассказа («Два помещика»), которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. Позже появились ещё три рассказа «Конец Чертопханова», «Стучит», «Живые мощи». К ним примыкает по содержанию и форме рассказ «Муму», хотя опубликован он был отдельно.

В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно, с такой силой, как никто до него, показал звериный облик крепостника-помещика; раскрыл богатырскую душу народа, закрепощённого, подавленного, но сохранившего истинное благородство, острый ум, высокую одарённость, твёрдую волю; нарисовал прекрасные картины русской природы.

Современников писателя поразили образы мужиков, с такой психологической глубиной и симпатией нарисованные в «Записках охотника». Перед читателем проходят разные люди из народа: Хорь с его практической сметкой, трезвым и ясным умом; Калиныч - поэтическая, тонкая натура; суровый, но честный и великодушный Бирюк; крестьянские ребятишки («Бежин луг»); замечательный народный певец Яков Турок («Певцы»). Вот как изображено пение Якова: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».

Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены образам душевладельцев - людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких.

Резко антикрепостнический характер «Записок охотника», их демократизм и гуманизм пришлись не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были пропущены или искажены цензурой.

Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Никогда ещё раньше внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение», - писал Герцен. А Белинский подчёркивал: «Тургенев зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил».

Сообщение № 3. Мир романов Тургенева.

Первый роман Тургенева - «Рудин» - посвящен судьбам дворянской интеллигенции в современной ему России. Роман был задуман в годы Крымской войны и опубликован на страницах «Современника» в 1856 году.

Герой романа Дмитрий Рудин имеет много общего с Онегиным Пушкина и Печориным Лермонтова, но это уже человек 40-х годов. Он наделён незаурядным умом и даром красноречия, бескорыстен до самоотверженности, полон благородных порывов, стремления приносить пользу обществу, народу. Но для претворения в реальные дела этих порывов, осуществления этих стремлений у него нет ни ясности цели, ни силы воли.

Строгий суд над героем романа произносит девушка, которая вдвое моложе его, - Наталья Ласунская. Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткой душой, жадно впитывает идеи добра и правды, которые проповедует Рудин. Образ Натальи открывает в творчестве писателя галерею обаятельных женских образов - «тургеневских девушек». Они отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. Подобно пушкинской Татьяне, «тургеневские девушки» стоят выше окружающей их среды и верят в то, что их избранник укажет им путь к осмысленной, деятельной жизни.

Рудин не выдерживает испытания любовью. Он не смог отстоять право на любовь, на счастье, но он сумел остаться честным бедняком, он не расстался со своими благородными убеждениями. Роман завершается сценой гибели Рудина. Мы видим его с красным знаменем на парижских баррикадах 26 июля 1848 года.

Над вторым романом «Дворянское гнездо» Тургенев работал три года (1856-1858). Это одно из самых совершенных произведений писателя, отличающееся богатством социального содержания, глубоким психологизмом, тонкой лиричностью. Герой романа Лаврецкий не похож на Рудина. Этому умному, сильному человеку свойственны нравственная чистота, искренний патриотизм, доброта и честность во всём. Героиня Лиза Калитина - скромная непосредственная русская девушка, обладающая пытливым умом и сильным характером. Героев связывает глубокое искреннее чувство. Но на их пути к счастью непреодолимой преградой стоят мёртвые, закоснелые моральные устои дворянского общества. Оба они -жертвы этих устоев. В конце романа, оглядываясь на прошлую жизнь, Лаврецкий видит её пустоту и бесполезность. Но он не поддаётся отчаянию, мысли его обращены к будущим поколениям: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы... жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить...»

Сообщение № 4. Роман «Накануне»

Герой романа Дмитрий Инсаров, болгарин родом, - революционер-разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины. Смелая самоотверженная русская девушка Елена Стахова полюбила его и идёт за ним, не страшась никаких опасностей; после гибели любимого человека она не падает духом и сама становится в ряды революционных борцов. Инсаров, Елена - это новые герои, каких не знала до того русская литература.

Тургенев понимал, что время Рудиных и Лаврецких прошло, что для осуществления коренных преобразований русской общественной жизни нужны другие люди. «В основе моей повести, - говорил писатель, - положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело двинулось вперёд». Добролюбов сделал из романа Тургенева революционные выводы, которые изложил в статье «Когда же придёт настоящий день?» Но писатель, не разделявший революционных убеждений критика, не мог принять таких выводов. После выхода статьи в «Современнике» Тургенев уходит из журнала. Это было тягостным событием для писателя.

 

 

 

Конкурс чтецов

Стихи читает Сигутин Александр

 

 

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 Сайт создан в системе uCoz