СПЕЦПРОЕКТ
Большие и маленькие
Автор текста - Евгения Евсук, логопед.
Начался учебный год. Пришла пора уделить особое внимание нашим умным и любознательным ученикам, в особенности первоклассникам. Ведь у них сейчас трудный период адаптации к школе.
Возможно, Ваш любимый первоклашка уже знает буквы и цифры, умеет складывать слоги и даже читать. И всё же обратите пристальное внимание на его чтение и письмо именно сейчас, в начале учебного года. Появившиеся проблемы нужно решать незамедлительно! Если же Ваш ребёнок не первый год в школе, а усвоение грамоты даётся с трудом, Вас также заинтересуют наши советы.
Нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и постоянно повторяющихся ошибках, называется дислексией.
Без специальной коррекционной работы ошибки могут сохраняться в течение многих лет. Основные группы ошибок при дислексии:
- неусвоение букв, их замены и смешение при чтении;
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова;
- искажение звукослоговой структуры слова - пропуски или перестановки звуков или слогов;
- нарушение понимания прочитанного и т.д.
Несколько несложных упражнений помогут сделать процесс усвоения грамоты проще и увлекательней.
Помните, что ребёнку 7-9 лет лучше дозировать работу по 10-15 минут, делая небольшие весёлые паузы.
Итак, ребёнок недостаточно прочно усвоил образы букв и каждый раз начинает припоминать, что за букву он читает. Что делать?
ЭТИ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГУТ НЕ ТОЛЬКО ПОВЫСИТЬ ГРАМОТНОСТЬ РЕБЁНКА, УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, НО И СДЕЛАЮТ ВАШУ СОВМЕСТНУЮ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНОЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ.
Вылепите буквы из разноцветного пластилина, сложите их из проволоки, из палочек, из пуговиц. Это поможет быстрее запомнить, как выглядит та или иная буква.
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ КАРТИНКАХ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ ОТЫЩИТЕ ВСЕ СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ БУКВЫ И НА КАЖДУЮ ИЗ НИХ ПРИДУМАЙТЕ СЛОВО
(РЕБУС 1)
ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЁНКУ ДОПИСАТЬ НЕДОПИСАННЫЕ БУКВЫ.ЗАТЕМ НА КАЖДУЮ ДОПИСАННУЮ БУКВУ МОЖНО ПРИДУМАТЬ СЛОВО (РЕБУС 2).
В игре дети быстрее усваивают новое!!!
Поиграйте в игру "Поймай звук!" Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, как только он услышит звук [ Р]
(или другой по вашему выбору). Убедитесь, что ребёнок понял инструкцию, пусть повторит, что и когда он должен сделать.Чётко произносите звуки, слоги и слова, например:
а) звуковой ряд
[а], [и],[ б],[ р],[ у], [н], [и], [в],[ р],[ к], [л], [р];
б) слоговой ряд
та, лу, ша, ры, ча, ом, ла, ер;
в) ряд слов:
мак, рот, суп, сор, лиса, арбуз.
Ещё одна игра на определение места звука в слове. Предложите ребёнку внимательно послушать слово и определить, где находится звук Р (или другой, по вашему выбору): в начале, в середине или в конце слова?
Например:
[Ш]: шуба, кошка, душ;
[Ж]: жёлудь, ножи, пожар;
[С]: сумка, косынка, нос;
[З]: зонтик, коза, ваза;
[Р]: рак, дорога, топор;
[Л]: лампа, молоток, пол.
Предложите ребёнку составить слово из букв или слогов, которые поменяли местами:
К, С, О - сок; У, М, Х, А - муха; Ш, О, А, К, Л - школа и т.д.;
ЛО-ТОК-МО - молоток;ШОК - ПЕ- ТУ - петушок; ЛО-ВЕ-ПЕД-СИ - велосипед и т.д.
Уважаемые родители,бабушки, дедушки! Будьте внимательны! Если ребёнок постоянно путает буквы при чтении или заменяет одну другой, схожей по написанию или произношению; если школьнику в течение длительного времени не удаётся перейти от чтения по слогам к плавному; если чтение является механическим: ребёнок не понимает прочитанное, настоятельно рекомендуем вам обратиться за консультацией к логопеду.
Успехов вам и вашим детям!
Материал напечатан с устного разрешения логопеда Евгении Евсук и с устного согласия редакции журнала SHOP and GO Брянск (октябрь №10 (2) 2011).