Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности
органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть,
мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов
развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в
день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за
раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом. - Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему,
что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу
выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык
уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок
обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца)
не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли
упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих
случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Желаю удачи! |